"Образ будущего в российской научной фантастике" VK Fest 2023 фото, видео и стенограмма
VK Fest 2023. Знание.Лекторий. Сергей Лукьяненко и Александр Цыпкин. Образ будущего в российской научной фантастике
Заберет ли искусственный интеллект хлеб авторов, какие еще опасности ждут нас прямо сейчас, доволен ли Лукьяненко экранизацией «Ночного Дозора», как появилась песня про Антона Городецкого, в какой из своих романов Сергей хотел бы попасть после смерти, почему до сих пор нет седьмой книги «Дозора» и на какой стороне все-таки популярный фантаст – на темной или светлой? Все самое интересное, что я успел уловить во время их беседы в рамках VK феста. Читаем…
Российское Общество «Знание».
Видео интервью.
"
А: Искусственный интеллект – это опасность или возможность для нашего развития? Ведь вы и я можем скоро остаться без работы!
С: Ну, как только нейросети научатся мыслить, тогда да. Пока, конечно, искусственный интеллект – это не интеллект в полном смысле. Он не мыслит, он работает всё-таки по-другому. Но то, как в последнее время стали развиваться сети…. Chat GPT какое-то опасение уже вызывает.
А: Вот голливудские актёры вчера или позавчера объявили забастовку. Некоторые думают, что бастуют они за повышение цен, но нет. Совершенно дело не в этом. Сегодня есть идея оцифровать голливудских актёров, когда они подписывают контракт, и дальше, без их участия, их цифровая копия начинает играть любые роли и, в общем, использоваться. Они против этого, потому что это, естественно, разрушит всю индустрию. И, что самое важное, это является нарушением границ. Вот такая дискуссия, она реальна?
С: Я думаю, что реальна, потому что такие эксперименты уже проводились, если я не ошибаюсь, в одном из фильмов «Звёздных войн». Там были достаточно обширные съёмки с участием умерших актёров, и выглядело это достаточно естественно. По мере развития сети, по мере развития виртуальных способностей и мощностей это будет практически неизбежно. И если это будет не на уровне каких-то крупных государственных корпораций, то будет на уровне программы для личного пользования. Вот ты купил или скачал у пиратов какой-нибудь свежий фильм, посмотрел, и не нравилась тебе физиономия актера…взял и поменял ее. Хочешь, чтобы Боярский играл, или, например, Ален Делон. Кликаешь, меняешь, и твой любимый актёр начинает играть эту роль. Человечество столкнулось с тем фактом, что нейронные сети уже начинают вторгаться в процесс творчества. То есть пока они вторгаются на уровне вот таких вот соревнований. Но есть, опять же, книги, в которых уже изрядные фрагменты текста сгенерированы нейросетями. Нейросети генерируют плохо. Она просто занимается комбинацией из разных вещей, имитирует существующие куски стиля. Но она не думает, она не мыслит, поэтому в тексте неизбежно будут нелепости. Либо очень банальные ходы. То есть пока полноценный литературный текст нейросеть создать не может. Но пройдёт какое-то время, и она, возможно, сумеет это делать. Во всяком случае, на уровне 90% писателей.
А: Ясно, что вы не входите в эти 90%, но когда это и до вас доберется, у вас есть план «Б»?
С: Я думаю, что к этому моменту я уже просто перестану писать. Сяду на диван, возьму книжки, написанные до появления нейросетей, и буду с удовольствием читать. Но я не исключаю того, что одной из мер защиты станет прямой запрет на создание произведений с помощью нейросетей. Как сейчас запрещают студентам и школьникам писать рефераты и курсовые работы с помощью сеток. Тоже самое будет и с произведениями.
А: Какие опасности ждут человечество? Что вы видите сегодня из ключевого на ближайшие 50 лет?
С: Я не буду говорить про проблемы с экологией, которые очень любят поднимать на Западе, потому что эти проблемы, на самом деле, гораздо менее страшны, чем нам пытаются показать. Это немножко выдуманная из пальца проблема, чтобы было с чем бороться и чем забивать головы. Я, может быть, скажу печальную для людей вещь, но в масштабах планеты Земля человечество, в общем-то, такая мелочь, которую можно целиком спрессовать в кубики и утопить в маленьком озере. Говорят, если всё человечество собрать и поместить в Байкале, там уровень воды поднимется всего на пару миллиметров. Это все, что надо знать о нас и нашем влиянии на природу.
Мы, конечно, много вредим природе, но какой-нибудь серьезный взорвавшийся вулкан за пару дней выдаст углекислого газа и прочей пыли в атмосферу куда больше, чем человечество за год. Помните, был такой исландский вулкан Эйяфьядлайёкюдль. Стоило ему немножко там «побухтеть» в Исландии, и на всей Европе самолеты перестали летать, потому что летать стало опасно. Экология – не такая большая проблема, на мой взгляд.
Основная проблема в нас самих – социальное неравенство, социальные конфликты. Тот факт, что очень неограниченное количество стран входит в так называемый условный золотой миллиард. В общем, даже и не миллиард, по большому счету.
А: А мы входим?
С: По стандартной классификации – не входим. Хотя, если честно, я бы сказал, что это наши завышенные желания. На мой взгляд, наша страна в этот миллиард тоже входит, если посмотреть… Если по Европе реально поездить, не только по парадным улицам, посмотреть, как там жизнь протекает. То есть, основная проблема – это неравенство, неразумное сверхпотребление. Я думаю, никакой не секрет, что большинство технических устройств, которые мы покупаем, производится заранее с расчетом на то, чтобы они сломались через несколько лет. Равно как одежда. Этой же цели служит и мода. То есть, это все такое искусственно раскрученное, чтобы люди быстрее и быстрее меняли. Вот вышел новый айфон, и все, старый айфон, разве что, бабушке отдать. Все должны купить новый айфон. Почку продай – айфон купи.
Я думаю, что основная человеческая проблема не социальная. Бояться надо не изменения климата, не падения метеорита, а того, что мы просто загубим общество его расслоением на бедных и богатых.
А: А это можно изменить? Люди ведь созданы неравными.
С: Люди созданы неравными, но общество и государство должны вырабатывать определенные социальные способы, определенные механизмы, которые позволят сглаживать основные неравности. Хотя Советский Союз во многом погубило обратное. Уравнивались все, и в результате терялся интерес людей к дальнейшему развитию: ты можешь быть суперквалифицированным инженером, ты можешь что-то изобретать, но особой пользы для себя уже не видишь.
А: Вы довольны экранизацией «Дозора»? Может ли вообще автор быть доволен экранизацией?
С: Наверно, может, но очень редко. Понимаете, я доволен им как фактом, потому что это был достаточно громкий и крутой фильм, который посмотрело огромное количество людей. Это наше кинопроизводство… Фильм перевернулся, тряхнул, и стали активно снимать наше кино, то есть это огромная была удача. Разумеется, он очень сильно помог мне, потому что после этого книги вышли примерно в 30 странах, тиражи взлетели и прочее. Поэтому ругать фильм я не буду ни в коем случае. Ни «Ночной Дозор», ни «Дневной Дозор». Но надо понимать, что они очень далеко ушли от изначальных текстов.
А: Очень далеко?
С: Очень далеко, да. То есть оба фильма, по сути, сняты по первой, отчасти по второй части. А книжек шесть.
А: Но вы же там числитесь автором сценария, я правильно понимаю? Если не можешь остановить – возглавь.
С: Знаете, я сам там какие-то ходы в итоге подсказывал, которые вызвали, в общем, негативную реакцию даже у зрителей. Понимаете, когда снимали первый фильм, там материала было отснято часов на 15.
А: Вот деньги были какие большие у людей, правильно?