В подмосковном Королеве прошла Литературная мастерская Сергея Лукьяненко
Наряду с тремя сакраментальными вопросами: «Что делать?», «Кто виноват?» и «Есть ли жизнь на Марсе?» – все громче звучит четвертый: «Можно ли научить литературному творчеству?» И если над первыми двумя русская литература бьется несколько веков, на третий наука в общих чертах отвечает отрицательно, то польза литературных штудий доказывается в боях каждым из многочисленных на нынешний момент семинаров, каждыми курсами курсов и школами…
Вот и всю прошлую неделю в подмосковном Королеве впервые проходило новое мероприятие – Литературная мастерская Сергея Лукьяненко. Свидетели и соучастники заметили, что этим событием началась альтернативная история научно-фантастических попаданцев в фэнтезийные миры. Сквозь жесткий отбор рукописей по трем направлениям: «научная фантастика», «фэнтези и мистика» и «альтернативная история и попаданцы» – смог пройти лишь каждый десятый участник. В космической столице собрались начинающие писатели-фантасты со всей России. Были участники из Севастополя и Кемерова, из Бузулука и Камышлова, из Томска и Санкт-Петербурга и еще из многих городов и поселков России…
В этом-то и есть тонкость ответа на поставленный выше вопрос. Жесткий отбор. Если человек изначально не имеет склонности к литературе, учить его бессмысленно. Как бессмысленно было в фильме «Зимний вечер в Гаграх» учить отбивать чечетку персонажа Александра Панкратова-Черного, у которого был неправильно сросшийся перелом стопы… Цель организаторов подобных мастерских – отсеять людей с, если так можно выразиться, переломом литературного вкуса. А вот с остальными можно работать. И нужно. И это наглядно продемонстрировал литературный баттл, который провел один из авторов этой статьи, заместитель ответственного редактора «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков. В выступлениях приняло участие немногом менее половины всех участников, и почти все продемонстирировали отличное владение короткой формой – стилем, языком, фантазией. А вот выбирать роман-победитель руководителям мастерских было чрезвычайно трудно. Писать роман – это труд, тут на вдохновении не прокатишь. И вот этому надо учить.
Идея создания литмастерской принадлежит писателю-фантасту Сергею Лукьяненко. Он рассказал: «Нужна новая фантастика, которая, помимо того что она интересна и увлекательна, еще и будет вызывать положительные эмоции. У нас фантастика часто сводится к литературе или чисто развлекательной, или социально-депрессивной. И то и другое имеет полнейшее право на существование, но помимо всего этого должна быть фантастика, которая служит созданию позитивного образа нашей страны для читателей, которая служит маяком для наших достижений, помогает понять, чего мы хотим добиться: покорить морские глубины, встретить там разумных осьминогов, полететь в космос, построить там огромные города и т.д. Для поддержки этого почти незаметного сейчас направления фантастики и придумана литмастерская. Можно писать про все что угодно, но в основе должен быть позитивный взгляд на мир, негативного взгляда у нас и так очень много.
На литмастерской разбирались именно романы, что встречается довольно редко, потому что разбирать романы дольше и по-хорошему обсуждение должно занимать несколько дней. Это сложный процесс, и здесь огромную роль сыграла поддержка Президентского фонда культурных инициатив. Это дало нам возможность собрать 36 авторов со всех концов России и здесь очень плотно с ними работать. В течение дня люди работают полноценно часов 8–9. Я бы сказал, что такой интенсивности семинаров не было даже в советское время, когда что-то подобное существовало. В тех же Дубултах и Малеевке, куда я ездил как молодой автор, насыщенность все-таки была меньше.
Я практически уверен, что человек пять из всех семинаристов будут заниматься фантастикой значительно долго и плодотворно. Это достаточно большой процент для подобного рода мероприятий. Понятно, что для кого-то это останется единичным эпизодом, кто-то прекратит писать, кто-то, может быть, не справится с дальнейшими текстами и не достигнет высокого уровня, но есть целый ряд людей, которые будут писать много и хорошо».
Быть в Королеве целую неделю и не посетить Музей космонавтики ракетно-космической корпорации «Энергия» – это фантастика. Хотя именно эти слова повторяли семинаристы на экскурсии. А мастера проекта, Сергей Лукьяненко («научная фантастика»), Мария Семенова («фэнтези и мистика») и Михаил Ланцов («альтернативная история и попаданцы»), еще и выступили перед молодыми космическими инженерами.
Способы превращения текста в сценарий разбирались на специальном семинаре Фонда поддержки военно-патриотического кино, который провел писатель и сценарист Алексей Гравицкий. Он заметил: «Произведение для экранизации всегда можно найти, а если его нельзя найти, то его можно сделать. Безусловно, материал имеет значение, нужно, чтобы было с чем работать. Но если в тексте есть интересная задумка, если есть концепт, есть уже половина дела. Дальше технически можно доработать любой текст до вменяемого состояния, просто надо потратить время и потратить какие-то усилия. А идеи – они в рассматриваемых текстах присутствуют. Несколько текстов участников литературной мастерской уже были отобраны для киноадаптации и возможного воплощения на экране».
Помимо ежедневной работы по разбору текстов романов, лекций по психологии героя, исторической достоверности и прочим очень важным для писателя моментам на литмастерской каждый день происходило что-то необычное. На упомянутом выше литературном баттле победил Андрей Ядрышников из Челябинска. Его озорные стихи мы планируем напечатать в «НГ-EL». Состоялся концерт группы «Оргия праведников» и Сергея Калугина, а также был открытый микрофон для участников. Семинаристы успешно прошли экспресс-курс «Снятие лексико-грамматической порчи» – тренинг писателя, кандидата филологических наук Дарьи Зарубиной, она прокомментировала: «Мне очень понравилась локация, реагировали очень хорошо, я была удивлена. Несмотря на то что тренинг игровой, он достаточно тяжелый по материалу. Участники реагировали хорошо и на текстовые части, и на разминку перед тренингом, все встали, всё сделали. Люди отработали целый день, они включились, они старались, они подходили потом, они брали контакты. За контактами подошла половина группы, которая слушала тренинг, значит, будут работать, будут развиваться. Я так понимаю, что все замотивированы и они приехали не выбирать и решать «надо ли?». Уже надо. Возьмем всё».
Кинопродюсер Эльбор Чернов представил фильм «Хронос» по трем новеллам Кира Булычева (см. «НГ-EL» от 20.07.22), рассказал о том, что планируется масштабный проект «Вселенная Булычева», ведь этот автор был настолько многопланов, что представил как позитивные образы России, так и довольно критические. Чернов предложил начинающим литераторам попробовать себя в качестве сценаристов.
Организаторы литмастерской начали работу еще в октябре. Рассказывает член оргкомитета критик, редактор Дмитрий Байкалов: «В последнее время довольно много подражаний западной фантастике. Совершенно необязательно не подражать западной фантастике, мы не собирались делать так, чтобы было все про лапти и русское посконное и скрепы. Но будущее России зависит от многих факторов, в том числе от восприятия потребителем, читателем культурных ценностей, от самого понятия «хорошая позитивная Россия». Вот в этой сфере мы попытались продвинуться, найти новых перспективных авторов, которые смогут как-то, ну хоть чуть-чуть, подвинуть фантастику и, я надеюсь, всю российскую словесность в этом направлении».
По итогам семинара для публикации в виде отдельной книги отобраны романы: «Перпендикулярность» Анны Любарской (Севастополь) и «Хроники наблюдений» Игоря Дубинкина (Москва) – в категории «НФ»; «С.-Петербургъ: хроники иномирья» Владимира Слабинского (Санкт-Петербург) – в категории «фэнтези»; «Выбросок» Ларисы Петровичевой (Тула) – в категории «альтернативная история». Победители – чрезвычайно разные люди. Игорь Дубинкин – студент-отличник, ради участия в литмастерской пропустивший экзамен. Владимир Слабинский – 50-летний психотерапевт, автор множества книг по своей специальности и только одного романа…
Кроме того, будет выпущен альманах с рассказами всех участников литконференции. Книги будут бесплатно распространяться по молодежным организациям, библиотекам, гуманитарным образованиям.
Королев–Москва