Писать надо – лучше или больше?
Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон».
В пансионате «Лесные дали» в Подмосковье прошел III очный этап литературной мастерской Сергея Лукьяненко. Его финал совпал с началом традиционной конференции по вопросам фантастики «Роскон». Эта фантастическая неделя стала заметным событием в жизни литературного сообщества.
Литмастерская состоялась благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Начинающие писатели смогли получить уроки мастерства от признанных лидеров фантастического сообщества, а также получить критические, но доброжелательные разборы от своих сокурсников. Всего на конкурс было прислано более 150 рукописей от авторов из разных регионов России. В итоге финалистами конкурса стали 40 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, городов и поселков Сибири и Урала, а также представители новых российских регионов (ЛНР, ДНР) и Крыма. Выпускники литмастерской продолжают общаться и по ее окончании. Дружное сообщество однокашников образовалось в Санкт-Петербурге, активно общаются молодые писатели-фантасты в Саратове и Сибири.
Сергей Лукьяненко уверенно руководит не только литмастерской в целом, но и берет на себя ответственность курировать группу детской и подростковой фантастики. На этот раз новым направлением стала группа «Романтическая фантастика и фэнтези». Подобная литература очень популярна среди современных читателей. Мастером группы стала уважаемая в этом жанре писательница Милена Завойчинская. Она привнесла свой стиль работы с семинаристами, выдавая им в концентрированной форме теоретическую базу и лишь после этого переходя к разбору конкретного произведения. На непростой фланг научной фантастики был брошен строгий Олег Дивов. Ему оказалось по силам сплотить и воодушевить своих подопечных. В секции «Фэнтези и мистика» по-прежнему разборами занималась Мария Семенова. Ее высказывание «Учите матчасть!» уже стало внутренним мемом литмастерской.
О строгости мастеров и их самокритичности можно судить хотя бы по подслушанному диалогу между Завойчинской и Лукьяненко: «Мы, когда начинали писать, ориентировались на русскую и мировую классику… А новое поколение что читает? – В лучшем случае нас…»
Рассказывает член редакционной комиссии по отбору рукописей, один из организаторов литмастерской, критик и культуртрегер Дмитрий Байкалов: «К моменту проведения третьей литмастерской у организаторов уже появился определенный опыт. Не меняется формат проведения литмастерской, меняются жанры отбираемых групп, меняются мастера и их подходы. Система работы в группах зависит от конкретного мастера. Сами мастера тоже набираются опыта как преподаватели, набираются опыта работы с учениками. Нам как организаторам важно сделать литмастерские наиболее комфортными, чтобы творческому процессу не мешал суровый быт».
За три литмастерских рассмотрено более сотни текстов. Некоторые из них как победители в своих группах вышли в серии «Литмастерская Сергея Лукьяненко». Книги эти бесплатно поступили в библиотеки России. Авторы этих и других текстов подавали свои уже доделанные и отредактированные работы в различные издательства, и скоро мы увидим многие из них изданными на бумаге.
Важной движущей идеей для проведения литмастерских является создание пула российских писателей, пищущих в позитивном ключе о нашей стране, о ее прошлом и будущем. На литмастерскую приезжают авторы из разных уголков России, из крупных городов и маленьких поселков, авторы, впервые написавшие роман, не знающие ничего о литературной кухне, и авторы уже публикующиеся, приезжающие шлифовать свое мастерство. Они находят единомышленников и не прекращают общаться в дальнейшем. Писательское сообщество выпускников литмастерской развивается. Авторы публикуются, образуются коллективы соавторов. Так, группа выпускников литмастерской создала межавторский проект «Высадка». Идет постоянный процесс общения и по завершении литмастерской. Мастера также не прекращают общение со своими группами. Процесс запущен, он становится перманентным, но, конечно, ничто не заменит личного живого общения в ходе очных сессий литмастерской.
Помимо работы в основных группах авторы смогли послушать лекции от редакторов, издателей, сценаристов и режиссеров. Традиционным мероприятием литмастерской стал сценарный семинар от Алексея Гравицкого, проведенный при поддержке Фонда военно-патриотического кино. Сделать сценарий из романа и даже просто «подать сценарную заявку» не так просто. И Алексей как опытный сценарист не только делился с участниками своим опытом, но и заставил их написать синопсисы в нужном ключе.
Но главный итог: в библиотеках появятся новые романы молодых авторов. По итогам семинара для бумажной публикации отобраны: по секции «Детская и подростковая фантастика» – «Бездонный кошелек» Константина Ермихина (Санкт-Петербург) и «Шкатулка Шульгана» Гульшат Абдеевой (Уфа); по секции «Фэнтези и мистика» – «На деревянном блюде» Алины Потехиной (Казань); по группе «Романтическая фантастика и фэнтези» – «Ведомство. Свежая кровь» Евгении Озеровой (Москва); по группе «Научная фантастика и конструирование будущего» – «Хочу домой» Данила Юрина (Москва).
Финальным мероприятием литмастерской, соединяющим ее с конвентом «Роскон», стал концерт исполнительницы авторских песен Канцлер Ги.
Назад тому сто тысяч лет –
Не знаю, много или мало –
Вам кто-то дельный дал
совет:
Свести в характере на нет
Все то, что править вам
мешало.
И вы придумали меня;
Вы, в общем, сами так хотели!
Так постарайтесь же потом
Не упрекать меня за то,
Что мой костюм излишне…
БЕЛЫЙ!
В число почетных гостей «Роскона» входят и мастера литмастерской Мария Семенова, Сергей Лукьяненко, Олег Дивов, к ним присоединились Вадим Панов, Роман Злотников, Михаил Ланцов, Александр Мазин. Всего же «Роскон» собрал в этом году около 300 участников.
«Свежая кровь» влилась в ряды фантастов не только от литмастерской, но и от сообщества сетевой литературы. Значительный пул авторов литературного портала Author.Today заехал на конвент и организовал свой блок мероприятий: это и награждение памятными знаками обладателей высокого рейтинга, и «круглый стол», на котором рассказали, как зарабатывать на творчестве миллионы. Если у «бумажных» авторов есть для этого рецепт – писать надо лучше, то у «электронных» авторов рецепт другой: писать надо больше! Причем не то, что хочется, а то, что в тренде. На Author.Today в тренде сегодня такие далеко не всем понятные направления, как бояръ-аниме, литРПГ, реалРПГ, а также вечная альтернативная история. Об особенностях написания романтического фэнтези на круглом столе говорили топ-писательницы этого жанра. Главным музыкальным событием стал концерт Михаила Башакова, автора знаменитой песни «Элис».
По мнению участников, голосовавших за произведения, лучшим романом, изданным в 2023 году, стал «Одиссей Фокс. Миллион миров» Антона Карелина, а первый приз в номинации «Повесть, рассказ» получили Алексей Гравицкий и Дарья Зарубина за рассказ «Святое место». Кстати, в прошлом году они также выиграли в этой номинации. Премию им. Александра Ройфе, вручаемую за литературу non-fiction, получила книга, ранее признанная одним из лучших изданий 2023 года по версии редакции «НГ-EL» – «Ричард Викторов. Тернии», составленная дочерью знаменитого режиссера Анной Викторовой (см. о ней «НГ-EL» от 07.09.23 и 28.12.23). Премию «Алиса», учрежденную 23 года назад оргкомитетом «Роскона» совместно с писателем Киром Булычевым и вручаемую за лучшую книгу в области детской и подростковой фантастики, увезли из «Лесных далей» Герман и Тамара Рыльские, написавшие роман «Креахотовая крепость». В ближайших выпусках «НГ-EL» читайте интервью с авторами и рецензию на книгу. Ведущий конкурса «Рассказ за час», писатель и сценарист Сергей Волков назвал лучшей Ирину Федченко, ее рассказ-победитель также будет опубликован на страницах «НГ-EL». В номинации «Межавторские проекты» победила антология «Спецбиотех». Ну, а «Большой Роскон» за выдающийся вклад в развитие жанра фантастики получила Мария Семенова.
Вот так организованная в прошлом году литературная мастерская Сергея Лукьяненко поддержала конференцию «Роскон», которой скоро исполнится полвека, а «Роскон» поддержат литмастерскую.