Blog: Долой косность!
Как-то сошлись вместе посты про "Волшебника изумрудного города" и неслучившийся (ура) запрет "Дюймовочки".
Конкретнее - тема иллюстраций к детским книгам. Все поумилялись старым картинкам Владимирского к "Волшебнику", посмеялись над современным виденьем книги, ужаснулись монстрическому кротику с Дюймовочкой...
А я вот о чем подумал. Рисунки - они задают очень и очень многое. Особенно в детской книжке. Помните каким, по замыслу автора и мнению первого иллюстратора, был изначально Чебурашка?
Я сейчас напомню.
Вряд ли стоит демонстрировать, каким Чебурашка стал в дальнейшем? 🙂
Я это не к давнему (судебному даже) спору между автором и художником, кто имеет больше прав на Чебурашку. Это меня не интересует в данном случае.
Я к тому, что иллюстрация ОЧЕНЬ важна и задает совершенно иное восприятие книги. Книга была с полосатым, хвостатым, похожим на какашку зверьком - и это была та же самая книга, в которой позже поселился милый большеух. Ничего не изменилось - но книга стала культовой для нескольких поколений советских детей (а также японцев).
И вот смотрю я на милые, добрые иллюстрации Владимирского к "Волшебнику изумрудного города". И понимаю, что эта девочка Элли, как и Дровосек, и Страшила, и Гудвин - родом из тридцатых годов прошлого века. В лучшем случае.
И дети это тоже чувствуют. И не в восторге. Для них эти преданья старины глубокой ничего не значат.
А какой должна быть современная Элли? В джинсах, с мп-3 плеером (в идеале - с айпадом, но про него совсем уж явно не сказано в тексте). Какой должен быть Дровосек? Современный киборг, возможно даже трансформер, а не жестянка с лейкой на голове! Тотошка должен стать фокстерьером или йорком. Страшила тоже одет в нормальные джинсы, пусть и рваные и футболку "Гуччи". И кто решил, что Страшила старый? Он молодой парень. Глуповатый, ну и что? Девочкам нравятся глуповатые добрые мужчины. А Гудвин? Что за добродушный толстячок? И такой одурачил целую волшебную страну? Гудвин должен выглядеть нормальным злым олигархом! Летучие обезьяны должны быть одеты как рэперы из Гарлема. Обитатели Изумрудного города - типичные самодовольные москвичи, не желающие видеть жизни за МКАДом.
Вот в таких героев дети поверят с легкостью.
И так со всеми детскими книгами. Не надо без нужды трогать авторский текст, но иллюстрации надо осовременить! Пусть у Дяди Федора из кармана торчит айфон, а Матроскин, лежа на печи, играет на PS-Vita (кстати, Емеля на печи тоже может играть, что будет подчеркивать вред компьютерных игр, но в устаревшую приставку, в какой-нибудь древний "гэймбой"). Чипполино может быть модно одетым подростком с выкрашенными в зеленый цвет волосами - вот вам и весь лук, а Вишенка просто носит темно-красную ермолку. Пусть Незнайка наколдовывает себе "Мазератти", тогда и фраза "Он работает на газированной воде с сиропом" будет звучать веселой, понятной детям шуткой. Карлсон должен летать с нормальным пропеллером, то есть с двумя, установленными по соосной схеме, тогда дети не станут задавать ехидных вопросов "почему его не закручивает?" А Малыш, прежде чем отправиться с малознакомым дядей "пошалить на крыше" пусть спрячет в карман газовый баллончик - это легко изобразить на иллюстрации и дети сразу поймут, что подобные прогулки опасны. Капитан Крюк вполне может остаться пиратом, но в нынешних условиях вся его команда и он сам - могут быть только сомалийскими пиратами. Изобразить - нечего делать, и заодно это будет борьба с расизмом (а то в "Питере Пене" ни одного негра!)
В общем - если решите заново иллюстрировать какую-то классическую книгу, то обращайтесь. У меня еще много идей!
Теги:
Источник: