Ещё раз напоминаю, что близится финальный срок подачи рукописей на осеннюю...
Ещё раз напоминаю, что близится финальный срок подачи рукописей на осеннюю Литературную мастерскую.
Группа в контакте: https://vk.com/seminarsl
"Семинар пройдет в Москве с 11 по 17 ноября. Проезд, проживание, питание, обучение участников - за счет средств президентского гранта ПФКИ.
Официальный сайт Литмастерской: https://литмастерская.рф/
О семинаре: https://литмастерская.рф/seminar_autumn_2023/
Правила конкурса, форма подачи заявки и отправки файла: https://литмастерская.рф/konkurs/"
Меня попросили сказать несколько слов о моей группе - детская и подростковая фантастика. Дело в том, что граница жанра здесь наиболее размыта и сложна - какие именно критерии позволяют отнести фантастику к "детской или подростковой" (можно, конечно, использовать англоязычный термин "Янг эдалт".
С детской фантастикой все в принципе понятно. :) "Пятиклассники Петя (хулиган и троечник) и Маша (задавака и отличница) нашли в овраге инопланетный звездолет, спрятанный там бухгалтером Ивановым, который на самом деле чуждый звездный гость.
Петя и Маша долго летали по галактике, спасли планету Иванова, Петя понял, что Маша на самом-то деле хорошая и ему нравится, а Маша поняла, что Петя вовсе не хулиган, а смелый и находчивый. Потом они прилетели назад, спрятали звездолет в овраге до следующего лета и пошли учиться дальше".
А вот с "Янг эдалт" сложнее.
Давайте попробуем сформулировать вместе.
Мне кажется, дело тут не в возрасте главных героев (хотя, конечно, как правило они молоды - ну, до 20 лет, примерно). И не в наличии-отсутствии жестокости, секса, алкоголя и наркотиков (это, пожалуй, важно для детской, а не подростковой литературы). Как ни странно основной критерий очень трудноуловим - "интересна ли книга юному читателю". При этом она может быть и сложной, и жесткой.
История тогда будет звучать так:
"Одиннадцатиклассник Петя (сложный парень из простой, но неполной семьи) и Маша (мажор, оторва, у неё есть парень с которым всё уже зашло очень далеко) нашли в овраге инопланетный звездолет, спрятанный там бухгалтером Ивановым, который на самом деле чуждый звездный гость, собирающийся уничтожить Землю.
Петя и Маша долго летали по галактике, сражались с злобными космическими Ивановыми, которые рассматривают людей только как пищу. Петя понял, что Маша на самом-то деле хорошая не только для секса, а Маша поняла, что Петя хоть и простой парень, но куда мужественнее её ухажёра. Потом они прилетели назад, разбили звездолет, в сражении с Ивановым Петя погиб (или не погиб, все туманно), а Маша пошла домой, строя планы мести. И покорения Земли, поскольку Иванов её успел укусить".
Вот классические примеры "подростковой" фантастики (да, учтите, юный возраст героев вовсе не означает, что книга только для молодежи. В "Повелители мух" тоже все герои дети...)
Филипп Пулман "Темные Начала". Аберкромби "Море осколков". Гарт Никс "Ключи от королевства". Марина и Сергей Дяченко "Ключ от королевства". Терри Пратчетт "Я одену черное". Нил Гейман... ну, допустим, "История с кладбища" или "Королина". Впрочем, "Звездная пыль" Нила Геймана - тоже вполне годится как пример "Янг эдалт", пусть герои и не подростки. Джонатан Страуд "Агентство Локвуд" и "Трилогия Бартимеуса" - янг эдалт.
Да, "Семь дней до Мегиддо" - тоже на мой взгляд - абсолютнейший "янг эдалт". А вот "Форсайт" - нет. Хотя и там тоже есть юные герои.
P.S. А вот "Незнайка на Луне" - это не детская фантастика. Это все же сказка, пускай Незнайка и летит на Луну в космическом корабле с антигравитационно-ракетным приводом, да и темы там поднимаются весьма серьезные. :) И "Урфин Джюс" не подростковое фэнтези, а сказка.
В общем - критерии порой трудноуловимы. Но мы их чувствуем.
Так что - присылайте рукописи, подавайтесь на Литмастерскую. Десять дней впереди - вполне можно написать роман. :)
Литературная мастерская Сергея Лукьяненко Литературная мастерская Сергея Лукьяненко
Литературная мастерская Сергея Лукьяненко Литературная мастерская Сергея Лукьяненко